Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Женский опыт как физиологически, так и институционально, отличен от мужского. Тем не менее, в медицине, психиатрии, психологии и психотерапии это различие зачастую не отрефлексировано или же представлено некорректно. В медицине мужское отождествляется с человеческим, симптоматика определенных заболеваний у мужчин воспринимается как общечеловеческая симптоматика, характерная и для женщин, что приводит к некорректной диагностике. Классический психиатрический и психоаналитический дискурсы стигматизируют женщин, обесценивая их реальный опыт и подменяя его теориями и стандартизированными характеристиками. Присутствуют определенные продиктованные гендерной социализацией и стереотипизацией тенденции в диагностике психических заболеваний у мужчин и женщин. Так, расстройства аутического спектра с меньшей частотой диагностируются у женщин, чем у мужчин, в то время как расстройства, связанные с эмоциональной нестабильностью, такие как истерическое и пограничное, с большей вероятностью выявляются у пациенток женского пола. Женщина исторически воспринималась как нестабильная и иррациональная, таким образом, актуальные психологические проблемы, с которыми она сталкивалась, часто списывались на изначально "несовершенную" природу ее психики и физиологические особенности женского организма. При этом образ “сумасшедшей” женщины в искусстве, литературе и массовой культуре имеет двоякую направленность: она одновременно романтизирована и сексуализирована, и демонизирована. “Сумасшедшая” женщина это и демонически красивая femme fatale, которая разрушает все на своем пути, а в конце закономерно приходит и к собственному саморазрушению, и запертая в подвале Эдварда Рочестера отчаявшаяся женщина.
Классические психиатрия и психотерапия показали свою неспособность разобраться с широким спектром “женских” проблем, поскольку в их методологии отсутствовало понимание социально-сконструированной природы гендера и гендерно-конформного поведения, не было отрефлексировано влияние господствующей культуры на женскую психику. Противостояние мизогинной направленности классических психоанализа и психотерапии началось внутри их теоретической рамки: так, неофрейдистка Карен Хорни отрицала существование зависти к пенису, постулированной Фрейдом. Со второй половины XX века начинает развиваться феминистская психотерапия, направленная на приоритетную работу с женщинами и их специфическим, обусловленным гегемонной культурой, опытом.
В рамках шестой встречи FEM TALKS мы обсудим недостатки классических психиатрии и психотерапии с точки зрения феминистской оптики, а также поговорим о феминистской психотерапии как способе их преодоления.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. «Феминистская критика психиатрии»
Елена Косилова (доцент Философского факультета МГУ)
2. «Больна не женщина больна система. Феминистская терапия и критика господствующих психотерапевтических подходов»
Полина Кальницкая (участница Ассоциации феминисткой терапии, оргконсультантка, медиаторка, специалистка по этике профессиональной деятельности).
3. «Сумасшедшая женщина в истории психиатрии»
Саша Старость (художница, активистка).
4. «Группа взаимоподдержки как пространство объединения»
Алена Агаджикова (медиахудожница, журналистка, психоактивистка).